Лекция Семена Дымщица «Научное кино 1920–1950-х годов: между педагогикой, агитацией и искусством»

Искусство и культура 16+

«В порядке эксперимента». Цикл лекций аспирантов Школы искусств Европейского университета об экспериментах в кино, творческой самодеятельности и книгоиздательстве в СССР в «Порядке слов» на Фонтанке.

Искусство и культура не статичны, ведь они тесно связаны с вечно изменчивым контекстом: историческими событиями, развитием общества или историей идей. Исключением не было и искусство XX века в СССР.  И в 1920-х, и в послевоенные годы, и в эпоху застоя предпринимались эксперименты на пересечении различных областей: кино и науки, фотографии и театра, искусствоведения и книжного оформления. Сообщество «Школа искусств шумит» предлагает рассмотреть примеры неочевидных и порой незаметных экспериментов в цикле лекций аспирантов Школы искусств Европейского университета: Семена Дымшица, Марии Романенковой и Ксении Кузнецовой.

12 октября в 19.30 лекция Семена Дымщица «Научное кино 1920–1950-х годов: между педагогикой, агитацией и искусством».

В советском искусстве всегда были области, находившиеся под менее пристальным цензурным вниманием, чем «магистральные» направления: иллюстрирование детской книги, поэтический перевод и, не в последнюю очередь, популяризация науки. В позднесоветские годы страницы журнала «Химия и жизнь» украшали геометрические абстракции и графика Фернана Леже. Популяризатор Даниил Данин проповедовал кентавристику — науку о сочетаемости несочитаемого. Не отставало и кино — современному зрителю могут быть известны фильмы Павла Клушанцева о космосе, которые, по преданию, вдохновляли Кубрика и Лукаса, или более поздние абсурдистские эксперименты Владимира Кобрина, в которых ставилась под сомнение сама возможность познания мира.

Однако истоки советского научного кинематографа известны значительно хуже. Он прошел тернистый путь, от «культурфильмов» 20-х, через учебные и «технико-пропагандистские» фильмы 30-х, к поиску научно-популярной формы в послевоенные годы, в непростых для кинематографистов условиях «малокартинья» — резкого сокращения объемов кинопроизводства, когда научный кинематограф оказался единственным пристанищем для многих талантливых авторов.

«Мы, как в сказке, оказались на распутье — налево пойдешь — в художественный фильм “упрешься”, направо пойдешь — к хронике придешь, прямо пойдешь, — к учебному фильму придешь. А нам надо по четвертому пути идти — к научно-популярному фильму», — говорил на студийном совещании 1944-го года драматург Николай Волков. Именно в условиях неопределенности допустимых формальных средств, неопределенности прагматики, неопределенности целевой аудитории формировались те основы научного кинематографа, которые дадут пространство для экспериментов последующих десятилетий. О том, как чиновники, педагоги и кинематографисты пытались ответить на вопрос «что же такое научное кино?» расскажет в своей лекции аспирант Школы искусств Европейского университета Семён Дымшиц.

Поделиться:

8 часов назад
12 октября 19:30–21:30

Санкт-Петербург
Книжный магазин Порядок слов (Наб реки Фонтанки 15)
Показать на карте

Уже есть билет
Восстановить

Поделиться:

Связь с организатором

Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет организатору можно не писать.

На этот адрес придёт ответ от организатора.

Подпишитесь на рассылку организатора

Восстановление билета

Введите адрес электронной почты, указанный при регистрации на событие

Обращаем внимание на то, что билеты должны были прийти к вам на почту сразу после покупки.

Возврат билета

Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.

Подробнее о возврате билетов